О романе Мастер и Маргарита.

Мой взгляд со стороны. Как было уже ранее сказано человек я циничный, да настолько что я хочу разобрать по косточкам это замечательное произведение. Как выяснилось, в сети уже есть альтернативный взгляд на МиМ, но я хочу изложить свои мысли.
Когда-то давно, когда стало уже можно... мне довелось прочитать книгу за 1 день (на большее не давали). Масса впечатлений, восторга, Иешуа - в образе Христа, хоть что-то можно было узнать о библии и т.д. Мои рассказы собирали слушателей - не у многих была возможность прикоснуться к прекрасному. Потом мне удалось купить книгу. Она была прочитана десятки раз и каждый раз открываешь для себя что-то новое и через какое-то время хотелось прочитать еще раз и еще. Уехав в штаты роман подзабылся, зато стал любимым 10-ти серийный фильм. Даже сын знает его наизусть и сейчас читает его на англ. языке. Что изменилось за это время? Может взгляд на жизнь, может на книгу, может на вообще существующее положение вещей, но что мы видим...

Маргарита - богатая дама, изнывает от безделия. Судя по всему действие происходит в промежутке 1930-36 гг. А вы сами помните что тогда было? Она хорошо одета, детей нет, зато есть меха и драгоценности. Муж ездит по командировкам, и принадлежат они не среднему классу, а судя по всему общаются с людьми приближенными к власти, + денежные, + некоторая интеллигенция (недорезанная большевиками). И вот эта бедная страдалица шляется по улицам в поисках приключений на свою задницу. И она их нашла - она пошла с первым же встретившимся ей мужиком, который обратил на нее внимание и стала его любовницей. Какая чистота нравов :)
Что из себя представляет Мастер (ну так и хочется назвать его Иван Пырьев - не знаю откуда это имя влезло в голову и засело там). Работает в библиотеке, переводчик, по идее, работал бы лучше, получил повышение. Выиграл денег - ну снял жилье получше и живи нормально. Нееет... он решил уйти с работы и написать роман о Понтии Пилате. Совецкий человек, которому уже 20 лет промывали мозги коммунистической пропагандой решается написать роман. Где он этого набрался? Кто его надоумил, где он нашел информацию, если все мало-мальски "неправильные" книги просто сжигали на костре. Ладно. Написал и написал. Бог с ним.
Значит первая часть кратенько. Он трахается с Маргаритой и пишет роман. Кроме этого у них больше ничего общего нет. (Не было, да и быть не могло). Они люди разных кругов. Может быть Маргарита парвый раз увидела писателя и решила что  он гений. А то, что этому гению могло светить 20 лет без права переписки, да и ей до кучи - это так... побочный эффект. Естественно, когда роман был написан им и поговорить было не о чем. И что делает Маргарита? Уходит гулять по улицам (вероятно в поисках очередного любовника). А что ей остается делать. Сидеть и смотреть в огонь. Она прекрасно понимает, что любовь уходит, а ей хочется чем-то ее подпитать.
Что дальше - критики оплевали мастера (этого и сразу надо было ожидать), а он, человек тонкой душевной конституции, сломался. Начались панические атаки (судя по симптомам), а потом психоз. Ему не на юг надо было ехать, а к профессору от психиатрии бежать.
Ну и, что и следовало ожидать, на мастера донесли и посадили. Хорошо, что еще успел роман сжечь. Через полгода отпустили, а могли бы и...
Лечения он никакого естественно не получал - разве что пинка под зад, болезнь прогрессировала и путь ему был один - в дом призрения. Где, собственно, он и оказался.
Что ж делает Маргарита. У нее нашлось новое занятие - страдание по мастеру. Это надо читать книги по психиатрии - человек внушает себе какую-то идею, а потом свято верит в нее и страдает, придумывая оправдание уходит от реальной жизни. Это очень удобно изображать страдалицу. (Интересно, что муж думал по этому поводу). Она полгода ничего не делает. (Например запрос в милицию), сидит и вздыхает над сушеной розой и обгоревшим куском рукописи.
Дале. Воланд с компанией мне очень нравится - этого, пожалуй, не хватало в те времена для развлечения. Особенно кот с грибом на вилке и рюмкой водки. Азазелло приглашает ее в гости и она немного поломавшись соглашается. За связь с иностранцем сколько тогда давали? Историки, ау... А раз так ее легко подманить, могу сделать вывод, что Маргарита не была порядочной женщиной, ни скромницей, ни мадонной, ни святой страдалицей. И замуж она вышла за богатенького. Очень удобно.
Мастер сидит в психушке и наслаждается жизнью - кормят, поят и жить хорошо. Ни о чем думать не надо.
Иван... после долгих споров с друзьями пришли к выводу что у него в натуре крыша поехала. Стал делать непонятные телодвижения, за что и попал в соседи к Мастеру.
Ну, красоваться голой перед соседями, обзываться - типа - пошел вон сукин сын и т.д. Пра-правнучка Королевы Марго выражается как грязный сапожник, + не стесняется расхаживать на балу голой. Это в кино прикрыли некоторые места. Ну... яблочко от яблоньки - книгу/кино Королева Марго все помнят, как она рога настявляла благоверному. Кстати, после этого ненавижу свое имя. Хотя многим нравится.
Дале. Получила она своего Мастера живого и здорового. А дальше... как они думали жить дальше. Нет ничего общего - кроме интереса к Понтию Пилату, нет денег, даже если Маргарита продаст драгоценности. Ну, Воланд, подковку подарил. А что дальше? А об этом они подумают... потом.
А потом там наверху решили, что очень удобный случай подвернулся - попросили Воланда, по случаю, раз уж он в Москве забрать их с собой. Что он и сделал.
Он не заслужил света, он заслужил покой. Интересно, и куда их отправили? Судя логически в рай их не взяли - не достойны, но и аду они собственно не нужны. Засунули куда-нибудь в один из параллельных миров.
И зачем Иешуа соврал Пилату - что ничего не было. Ложь во спасение? Для успокоения души? Совести?
Многие вещи остались недосказанными и каждый трактует их по своему.
Теперь о фильме.
Понтий Пилат староват. Снимаю шляпу перед Лавровым - замечательный актер. Начал с дедушки Ленина, кончил Понтием Пилатом.
Воланд. Ну прям холеный барин. Зажравшийся. Мне думается актер должен бы быть потощее.
Маргарита. Красивая женщина. Если б не смеялась 2/3 роли как полоумная, была б очень не плоха.
Кот. Все, кого не спрашиваю - обсирают и плюются. Ну как же до вас донести, что нельзя было в этот фильм компьютерного кота. Нельзя и все. Он бы не вписался просто в фильм. Все выдержано в старинном стиле, а кот из будущего. Можно было бы конечно и попушистей шкурку сделать... но что сделано то сделано.
Очень понравилась сцена Понтия Пилата и Гафта. Хотя Гафту почти прямым текстом сказали - освободить, он сразу понял к чему это приведет и освободил другого.
А сцена двух старых лис - Понтий и Афрани. Мне кажется им и говорить не надо было - они телепатически могли друг друга понимать. Выше всяких похвал.

Все таки не смотря на написанное выше, я считаю и книгу и фильм достойных похвалы. Потому что эта наша жизнь, какая бы она ни была.
Нехорошая квартира из которой исчезали люди... раньше казалась мистикой, а потом стало понятно - что все стучали друг на друга и кто первый заложит - достанется имущество арестованного, после того как нквд-шники вывезут то, что им понравилось. Добрые люди объяснили :) Интересно только кто стучал - Берлиоз или Степа или оба.
Рукописи не горят - вранье. Очень даже хорошо идут, особенно на растопку.
Москвичи те же, только квартирный вопрос их испортил. - Фраза всех времен. Только она давно потеряла свое значение. Москвичей уже давно выселили за пределы Москвы, а в самой Москве сами знаете кто живет.

Спасибо за внимание.

© Liss Zakharov 2007г.